Блог заместителя директора по ВР
,
классного руководителя 6"А" класса
Резвановой Марины Михайловны
ГБОУ лицей № 179 Санкт -Петербурга и заместителя директора по УВР Матвеевой Людмилы Владиславовны ГБОУ школа №100 Санкт-Петербурга

суббота, 10 ноября 2012 г.

Внимание! Словарные слова!

Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальных классах. С одной стороны знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.
Основа грамотности учащихся – усвоение правил написания, т.е. орфографических норм.


Но существует такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова. В течение всего периода обучения в начальной школе в соответствии с новой программой учащиеся должны запомнить 198 словарных слов, то есть не проверяемых, а механически запоминаемых слов. С ними школьники встречаются уже в первом классе. Наиболее употребительные из них должны быть усвоены всеми учащимися. Однако наблюдения показывают что ученики, окончив начальную школу, допускаю большое количество ошибок в написании словарных слов.
Вот несколько советов как разнообразить работу запоминания словарных слов.

1.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ). Ребёнку предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово.
 2. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ БУКВУ!
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, дать ей характеристику
На будущее! Я считаю, что очень важно научить детей классифицировать орфограммы.  
Например:  Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь 
1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением;  
2.парн.согл. Д , которую можно проверить (звук согласный проверяй - рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции. 
3."НЕМОЙ" СЛОВАРИК.  Родитель молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Ребёнок угадывают слово и записывает  его. ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПОСТАВИТЬ УДАРЕНИЕ, ПОДЧЕРКНУТЬ БЕЗУДАРНУЮ НЕПРОВЕРЯЕМУЮ ГЛАСНУЮ!
 (Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв). 
4."ТОЛКОВЫЙ" СЛОВАРЬ.  Родитель или ребенок не называя словарного слова, объясняет его лексическое значение слова. Другой угадывают и записывают с проговариванием. (Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас,  формирует навык грамотного построения предложений…) 

5."КАРТИННЫЙ" СЛОВАРЬ.  Необходимо найти как можно больше словарных слов на любой сюжетной картинке. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия…
6.ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.  Родитель читает предложение или текст. Ребёнок  на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием.
7.СХЕМЫ - УГАДАЙКИ.  ___О___О___ (воробей, молоко..)  _______СС__ ( касса, масса…) 
8."МНЕМОНИЧЕСКИЙ" СЛОВАРИК.  Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.  Дети с помощью родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.  Например:  УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.  МЕБЕЛЬ из ЕЛи.  ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа. 
9. "ШИФРОВКИ".   
Шифровка "слоговое сложение". Раздели данные слова на слоги.  Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.  Поставь ударение, выдели орфограмму.  ВЕС НА ГО РОД НА РОД  ТРА ВА У ГОН ВА ГОН  ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН
Шифровка – алфавит. Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.  1 2 3 4 5 6 7 8 9 …  а б в г д е ё ж з…  В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.  1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную. 
Шифровка "Убери лишнее".  Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например:  К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш  Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА). 
Шифровка "Добавь гласные".  (Или «Испорченная печатная машинка»).  Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.  Например: КПСТ (КАПУСТА).  Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:  Живые существа: КРВ (КОРОВА)  ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)  СБК (СОБАКА)  ВРН (ВОРОНА) 
10..ЗАГАДКИ – ШУТКИ (ИГРЫ).  1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).  2. В каких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)  3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…). 
11.ИГРА "ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ". . Дети очень любят игру «знаю – не знаю».  Надо ребёнка  спрашивать вразброс, как пишется то или иное словарное слово. Ребенок должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль.
Зубрить? НЕТ!!! Просто не запускать эту работу, ежедневно уделять повтору словарных слов по 5-10 минут в день. А есть очень простой способ запоминания. Помните примету при подготовке к экзамену – книжка под подушкой? Достаточно непосредственно перед сном (практически лёжа в постели) 1 раз, не торопясь, чётко проговорить по слогам определённую группу слов. Затем закрыть словарик или книгу и лечь спать. Учёными доказано, что, засыпая, человеческий мозг «прокручивает» информацию, полученную за день. Причём в обратном порядке. И больше всего времени на осмысливание и обработку полученной информации отводится тем событиям, которые произошли в конце дня. А меньше всего – с которых начинался день. Таким образом, на запоминание словарных слов, прочитанных на ночь, мозг отведёт больше всего времени и плодотворно поработает без участия самого ребёнка. 
Целесообразно также на этапе знакомства с правописанием слова, при затруднении выбора буквы пользоваться орфографическим словарём. Это развивает у детей умение работать с книгой, а кроме того позволяет самостоятельно прийти к решению поставленной перед ним орфографической задачи. 


Помогите ребёнку выучить вовремя словарные слова! Не запускайте этот процесс с первого класса!
В помощь родителям и ученикам есть много дополнительной литературы, которая поможет запомнить словарные слова.А упражнения можно придумать и самим! Главное - было бы желание помочь своему ребёнку...


Комментариев нет:

Отправить комментарий