Блог заместителя директора по ВР
,
классного руководителя 6"А" класса
Резвановой Марины Михайловны
ГБОУ лицей № 179 Санкт -Петербурга и заместителя директора по УВР Матвеевой Людмилы Владиславовны ГБОУ школа №100 Санкт-Петербурга

пятница, 20 июля 2012 г.

Откуда берутся школьные трудности?


В последние годы в школу приходит все больше первоклассников, испытывающих серьезные трудности с формированием произвольного внимания и усидчивости. Любой педагог начальных классов может без устали рассказывать о шатаниях, хождениях, ползаниях, работой под партой, проверки на прочность парт, стульев, терпения одноклассников и нервов учителя новоиспеченными "первачками", часто – второклассниками, нередко – третьеклассниками, и периодически - четвероклассниками.




Не вдаваясь в подробный анализ причин стремительно растущего числа детей с низким уровнем психофизиологической готовности к школьному обучению, отмечу основные из них: особенности протекания беременности и родов; сильные ушибы и травмы головы в раннем детстве, перенесенные инфекционные заболевания, своевременность и хронология фаз раннего эмоционального, двигательного и речевого развития и др.

Среди ключевых факторов есть те, на которые повлиять кардинальным образом достаточно сложно. Например, состояние экологии; общая ослабленность здоровья будущих родителей; наследственные заболевания и т.п. А есть факторы, которые поддаются эффективной коррекции, причем, на самых ранних этапах развития ребенка.

Главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что сами родители мало информированы о причинах этих трудностей, и, будучи мамами, папами 2-3-х летних малышей, не придают им должной значимости. Ну, в самом деле, какая разница молодому родителю, что их ребенок сначала пошел, а потом начал ползать? Или не ползал вообще? Откуда им знать, что если в двигательном развитии их чада был нарушен этот этап, то ползать, в прямом смысле слова, ему, скорее всего, придется на занятиях сенсомоторного развития лет в восемь-девять. И как ему, родителю, уловить причинно-следственную связь между, тем же самым ползанием ребенка в 8 месяцев, с трудностями ориентировки на тетрадном листе в 8 лет?

Вот и получается с точки зрения родителя, что, поступая в школу, ребенок никаких проблем не имел: в поликлинике особого внимания на предвестников будущих трудностей никто не акцентировал, в саду, воспитатели жаловались периодически, но на что? Ну, бегает много, высидеть занятие не может, вечно ногами болтает, обижает детей в группе: в общем, всё, как у всех. А тут пришел в школу, и начались жалобы, просьбы, обращения… А кто их предъявляет? Правильно – первый учитель. Но раньше-то их, жалоб, не было! Вывод, к которому чаще всего приходят родители: виноват учитель – не может найти подхода к ребенку.

Важно понимать, что для осуществления успешной учебной деятельности ребенку мало уметь читать и считать! Необходим определенный уровень его психофизиологической готовности, который не приходит «по заказу» 1 сентября. И меньше всего здесь спрос с ребенка! Ему труднее всего, причем, не по своей воле. В этой ситуации детям необходима системная коррекционно-развивающая помощь, которую могут оказать психолог и нейропсихолог.

Часто задают вопрос: «Как же мы и наши родители учились без помощи психологов и психотерапевтов? Ничего, выросли! Не было их раньше, и никто не умер». Ответ на поставленный вопрос короткий: да, жили, не умирали. Вопрос только в качестве жизни – сохраненных или разрушенных отношениях с близкими и друзьями, использованных или упущенных возможностях, адекватной или заниженной самооценке, верном или ошибочным выбором профессии, руководством психологическими знаниями или горьким жизненным опытом. Цена счастья у каждого своя.

Можно, конечно, и сейчас ни к кому не обращаться, только необходимо понимать, что цена «необращения» - это тоже цена, и отнюдь не низкая.

Маленький ребенок себе счастливую судьбу не выбирает. Её закладывают родители. 

1 комментарий: